В последнее время в Европе получила развитие новая гостиничная линия: бутик-отели. Главная особенность подобных отелей — ставка делается на эксклюзивность, стиль и роскошь. Архитекторам дан большой простор для фантазии при разработке проекта. Количество номеров — от 50 до 100. Номера в бутик-отеле отличаются друг от друга. Комнаты нередко не имеют номеров, зато имеют названия или цвета. Например: «сиреневая комната» или «аристократическая».
В Милане недавно был открыт бутик-отель, имеющий 12 люкс-номеров. В каждом люксе свой мажордом, который поступает в полное распоряжение постояльцев и удовлетворяет любые их запросы: от заказа завтрака в номер до покупки билетов в театр и заботы о питомцах постояльцев. Минимальная цена номера не в сезон — 250 евро за ночь плюс отдельная плата за питание и дополнительные услуги.
Еще одна тенденция европейских бутик-отелей — смена интерьера. В одной европейской гостинице, более чем на 200 номеров, интерьер мест общего пользования (холлов, вестибюлей, баров) меняют каждые 3-4 месяца, используя помещения как шоу-румы для отдельных фирм, к примеру, мебельных. Мало того, что отель таким образом постоянно обновляет свой внутренний облик, так он еще и получает от фирм арендную плату за использование своей площади. А какое эстетическое удовлетворение получают постояльцы бутик-отелей можно только догадываться. Главное, чтобы был сохранен неповторимый дизайн интерьера.
Сегодня бутик-отели открываются на территории бывших фабрик и заводов, в заброшенных усадьбах, в замках и даже в авиационных ангарах. При этом при создании отеля зачастую стараются сохранить атмосферу прежнего помещения и обыграть ее таким образом, чтобы постоялец чувствовал себя особенно. Клиент бутик-отеля может ощутить себя как персонаж сказки, как герой приключенческого или любовного романа, детектива. Все зависит от умения дизайнеров и от воображения самого постояльца. Можно сказать, что современные бутик-отели – это своего рода Диснейленд для состоятельных взрослых.